Официальное издание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ
Бюллетень Строительной Техники. Журнал издается с 1944 г.

Ежемесячный научно-технический, производственный иллюстрированный журнал материалов по техническому регулированию в строительстве Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ
Журнал "БСТ" N12 (2004г.)Журнал "БСТ" N12 (2004г.)
Свежий номер
О журнале
Об издательстве
В Межправительственном совете стран  СНГ
Обсуждаем проекты нормативных документов
Стандарты НОСТРОЙ
Архив
Подписка
Контакты
English version


Выставки 2018

Подробнее

Новости

Более 920 предложенийпо разработке новых норм получено в 2018 году
Подробнее
Арбитражный суд Республики Башкортостан получит новое здание
Подробнее
 
 

Доклад директора Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго России КругликаСергеяИвановича по первому вопросу повестки дня

О деятельности Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств - участников СНГ за 10 лет и перспективах развития строительного комплекса России и стран СНГ

Межправительственный Совет работает уже 10 лет и сегодня мы отмечаем юбилей его создания. Назову основные вехи истории Совета.

Для выработки согласованной политики, объединения усилий по стабилизации и дальнейшему развитию строительства и координации деятельности строительных комплексов главы правительств государств - участников Содружества в 1994 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности, в соответствии с которым был создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ.

Первое заседание Совета состоялось 8 декабря 1994 г. в г. Минске. Затем четыре заседания проходили в Москве, по три - в Минске и Кишиневе, по два - в Киеве, Бишкеке и по одному - в Алма-Ате, Астане, Ереване, Душанбе, Баку и Тбилиси.

Основателями Совета и его первыми членами, а затем почетными членами стали:

  • Шарифов Абид Годжаевич - председатель Государственного комитета по делам строительства и архитектуры Азербайджанской Республики;
  • Новицкий Геннадий Васильевич - Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь;
  • Пирумян Феликс Ашотович - Министр градостроительства Республики Армения;
  • Чхенкели Мераб Иванович - Министр урбанизации и строительства Грузии;
  • Кулибаев Аскар Алтынбекович - Министр строительства, жилья и застройки Республики Казахстан;
  • Моисеев Александр Сергеевич - Министр архитектуры и строительства Кыргызской Республики;
  • Рэйляну Ион Кириллович - Министр экологии, строительства и развития территории Республики Молдова;
  • Басин Ефим Владимирович - Министр строительства Российской Федерации;
  • Зухурдинов Баховадин Абдулсаидович - председатель Государственного комитета по делам строительства и архитектуры Республики Таджикистан;
  • Набиев Туляган Набиевич - председатель Государственного комитета по архитектуре и строительству Республики Узбекистан;
  • Гусаков Владимир Николаевич - председатель Государственного комитета по делам градостроительства и архитектуры Украины.

Официальным изданием Совета является журнал "Бюллетень строительной техники".

Оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью признать целесообразность и своевременность создания межправительственного органа по сотрудничеству в строительной деятельности.

Заседания Совета стали заметным событием в деятельности национальных органов управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Рассмотренные вопросы позволили аккумулировать и использовать в практической работе весь приобретенный странами Содружества опыт организации строительной деятельности. Это дало возможность избежать многих ошибок и просчетов, сэкономить средства для решения технических и экономических проблем, не допускать параллельной разработки ряда научных и прикладных задач.

Министерствами и госкомитетами по строительству стран СНГ разработаны, Межправительственным Советом рассмотрены и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств одобрены документы, которые используются для взаимодействия стран СНГ.

Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств.

Документ регулирует отношения сторон по взаимному признанию лицензий, в том числе определяют терминологию, срок действия лицензий, размер оплаты, значение национального законодательства государств Содружества, других международных договоров.

Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств.

Соглашение упорядочило вопрос строительства объектов, которые представляют взаимный интерес для двух и более государств; приграничных объектов, сооружаемых на территории одной из стран, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств; линейно-протяженных объектов, прохождение которых планируется по территории двух и более государств; объектов, сооружаемых на средства инвесторов двух и более государств, а также объектов, сооружаемых одним государством на средства одного или нескольких других государств.

В рамках соглашения экспертными органами России и Казахстана в 2000 г. проведена межгосударственная экспертиза по обоснованию инвестиций в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан - Россия).

В 2001 г. экспертными органами России и Армении был рассмотрен рабочий проект "Реконструкция и усиление зданий школы № 6 г. Гюмри Ширакского марза Республики Армения".

Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств, определившая цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий сопредельных государств.

Этот межгосударственный документ служит основой для расширения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными организациями СНГ в области управления, планирования и обустройства территорий, взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том числе с учетом охраны окружающей среды и развития зон транспортно-коммуникационных коридоров; внедрения современных информационных технологий при разработке генеральных, зональных планов; подготовки научных, проектных и педагогических кадров в строительной отрасли.

Во исполнение решения заседания Совета, Госстроем Украины разработаны единые для стран СНГ формы показателей, отражающих состояние капитального строительства в государствах Содружества. По указанным формам готовилась информация о работе строительных комплексов в странах СНГ, которая направлялась в Секретариат Совета и затем печаталась в журнале "Бюллетень строительной техники".

В соответствии с решением XIX заседания Совета, Секретариату поручено выступить координатором в создании Межгосударственной (многоотраслевой) финансово-промышленной группы стран СНГ "Инагирест".

Цель ее создания - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества организаций и предприятий стран СНГ в области строительства, энергетики, промышленности строительных материалов, водного хозяйства, экологии, транспорта, комплексного использования водно-энергетических и природных ресурсов, сопутствующих технологий и машиностроения.

По поручению Правительства Российской Федерации отраслевые министерства России (Госстрой, Минэнерго, Минтранс, МПР, Минсельхоз, Минфин, Минпромнауки и Минэкономразвития) рассмотрели и поддержали концепцию создания, направления деятельности, состав программ и участников МФПГ "Инагирест".

В настоящее время подготовлено к подписанию соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании Межгосударственной финансово-промышленной группы "Инагерест", которая открыта для присоединения к ней хозяйствующих субъектов Союзного государства, стран СНГ и других государств.

Эффективным механизмом Совета стала работа четырнадцати профильных комиссий по разным направлениям строительной деятельности. Наши специалисты, объединяя усилия, отрабатывают общие для стран Содружества вопросы с учетом использования имеющихся наработок. Существенное значение имеет обмен научно-технической информацией, проектными и конструкторскими наработками, опытом создания и реализации научно-технических и социально-экономических программ.

Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Важнейшей задачей ее деятельности является реализация Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанного в марте 1992 г. в целях создания межгосударственной нормативной базы по строительству в странах СНГ и организации разработки межгосударственных нормативных документов по приоритетным направлениям стандартизации и техническому нормированию в строительстве.

За время своей работы МНТКС подготовила и приняла 215 нормативных документов и 91 изменение к действующим нормативным документам.

Комиссия по жилищной политики и коммунальной реформе уделяла большое внимание решению в странах СНГ вопросов обеспечения граждан жильем. Особое внимание члены комиссии уделили рассмотрению основных аспектов российской федеральной целевой программы "Жилище" и входящей в ее состав подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса". Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых на заседаниях комиссии, стали реализация основных направлений реформирования жилищно-коммунальной сферы во всех странах СНГ на современном этапе, осуществление ценовой и тарифной политики по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также социальная защита малоимущих слоев населения.

Рассмотрено предложение Кыргызской Республики о создании совместных предприятий с участием заинтересованных стран СНГ по производству материалов с улучшенными теплотехническими свойствами на основе базальта и воластинита, а также практика внедрения автоматизированных мини котельных в системе коммунальной энергетики в Кыргызской Республике.

Комиссия по ценообразованию в строительной деятельности сосредоточила работу на обеспечении строительных ведомств информацией об изменениях сметных нормативов в странах СНГ, что периодически и делается, а также на проведении отдельных консультаций по сметному.

Комиссией по энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и жилищно-коммунальном хозяйстве определены основные пути снижения энергетических затрат в строительном комплексе: усовершенствование нормативно-правовой базы; создание и внедрение современных энергосберегающих технологий, технологий строительства, материалов, машин и механизмов; обеспечение учета и регулирования потребления воды и теплоты, внедрение высокоэффективных систем теплоснабжения.

Комиссия по вопросам лицензирования строительной деятельности и квалификационной сертификации специалистов проанализировала нормативно-правовые акты государств - участников Соглашения о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников СНГ, регулирующие лицензирование в области строительства. Анализ показал, что нормативная база каждой из стран СНГ имеет свои особенности при определении основных понятий, видов лицензий, порядка и сроков выдачи, сроков действия, оснований и порядка аннулирования лицензий. Различаются перечни лицензионных требований и условий, видов работ и услуг. Нормы самого соглашения требуют принятия дополнительных нормативно-правовых актов как внутригосударственных, так и межгосударственных, сближения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиатам, поведения дополнительных согласительных мероприятий государств - участников соглашения. Следует дополнить порядок взаимного признания, утвердив перечни соответствующих документов и отдельных видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию.

Отрадно отметить, что строительные комплексы стран Содружества как реальные секторы экономики СНГ в сложных условиях преобразований не только сумели сохранить свой потенциал, но и шагнули вперед по пути наращивания объемов ввода жилья, укрепления производственной базы строительства, предоставления строительных услуг.

Строительный комплекс России в настоящее время объединяет более 112 тыс. подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, предприятий механизации и транспорта, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту зданий, сооружений и предприятий во всех областях экономики. В строительном комплексе занято около 4 млн. человек.

За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования.

Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается прежде всего в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства.

Быстрыми темпами происходило формирование организаций и предприятий малого бизнеса. В настоящее время они составляют около 90 % от общего количества строительных организаций и предприятий.

Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжаются процессы интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и ассоциации. Зарегистрированы и действуют: межрегиональная финансово-промышленная группа "Жилище" (г. Москва), ФПГ "Объединенная промышленно-строительная кампания" (г. Рязань), ФПГ "Приморье", "Сибирская ассоциация строителей" (г. Новосибирск), АО "Стекло России", АО "Санта-Холдинг", АО "Кровля и Полимеры", АО "Керамика" и др. Деятельность финансово-промышленных объединений способствует повышению инвестиционной и деловой активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности строительных организаций, снижению хронических неплатежей заказчиков за выполненные подрядные работы, развитию рынка подрядных работ.

Образован ряд лизинговых и холдинговых компаний. С учетом требований рыночных отношений в центре и на местах сформированы органы сертификации, ценообразования, маркетинговые и инжиниринговые службы.

Изменение системы экономических отношений между участниками инвестиционно-строительного процесса обусловило необходимость проведения планомерной работы по совершенствованию договорных отношений и развитию подрядных торгов в строительстве, создало экономические предпосылки для более эффективной деятельности организаций строительного комплекса.

Практически во всех регионах Российской Федерации образованы региональные тендерные комиссии.

В результате проводимой работы по развитию подрядных торгов в инвестиционной сфере на основе отечественного и зарубежного опыта создана соответствующая нормативно-правовая база, которая практически полностью обеспечивает необходимое качество подготовки и проведения конкурсного размещения заказов для всех инвесторов независимо от форм собственности.

Можно сделать вывод, что созданная в процессе реформирования экономики рыночная инфраструктура строительного комплекса России учитывает мировой опыт и в основном соответствует структуре строительных отраслей стран со сложившейся рыночной экономикой.

Положительные тенденции развития экономики России за последние годы предопределили значительные сдвиги в инвестиционно-строительной сфере. Среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ начиная с 2000 г. составляет 12,5%; удельный вес добавленной стоимости строительной отрасли в общем объеме валовой внутренней продукции России - 7%; прирост ввода в эксплуатацию жилых домов - не менее 6% в год.

Поставленные сложные стратегические задачи как в целом по развитию экономики России (увеличение к 2010 г. ВВП России в два раза), так и по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов, требуют незамедлительного принятия кардинальных мер по разработке основных направлений развития строительной отрасли, в том числе промышленности строительных материалов.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих "практически каждого гражданина, каждую российскую семью".

В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. м2 в год, а за 2003 - 2010 гг. суммарно 410 - 430 млн. м2 путем строительства коммерческого и муниципального жилья, в том числе домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80 %, муниципального и государственного - 20 %.

В прогнозируемый период должны произойти также качественные изменения строящегося и реконструируемого жилья. Прежде всего будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. До 50 и более процентов расширится объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах в основном будут строиться жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного, жилья будет использоваться существующий жилищный фонд с его обязательной реконструкцией - повышением уровня комфортности квартир, энергоэффективности жилых зданий, экологической безопасности жилой застройки и развитием в ней сети объектов социальной сферы услуг.

Исходя из поставленных задач, основные направления развития строительного комплекса как части российской экономики должны определяться на двух уровнях: общенациональном и отраслевом.

На уровне национальной экономики:

  • в социальной сфере - реализация социальных программ в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест; удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального и бытового хозяйства, в том числе автономными (водопровод, теплоснабжение, канализация); осуществление мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;
  • в экономической сфере - завершение налоговой реформы, разработка механизма изъятия природной ренты, снижение таможенных пошлин на продукцию высокотехнологичных производств, выравнивание условий хозяйственной деятельности на территории страны с учетом уровня развития, природно-климатических и географических условий отдельных регионов;
  • в сфере технической политики - совершенствование нормативно-технической базы в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании".

На отраслевом уровне:

  • преобразование строительного комплекса в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную сферу, которая может интегрироваться в мировой рынок строительной продукции и продукции промышленности строительных материалов;
  • формирование экономики стройкомплекса, обладающего динамичным потенциалом, способным обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и стандартов проживания;
  • эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата на уровне отрасли;
  • конкурентоспособность и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик строительного комплекса.

Для достижения поставленных целей необходимо завершение институциональных и инфраструктурных преобразований в комплексе и его составляющих.

В области градостроительной политики важно, чтобы пространственная структура территории страны была органично включена в европейские и мировые транспортно-коммуникационные связи и способствовала использованию выгодного геополитического положения, чтобы сохранялись и использовались обширные природные ландшафты и историко-культурные комплексы, имеющие мировое значение. Следует совершенствовать систему расселения, обеспечивая современное качество жизни и конституционное право человека на благоприятную среду жизнедеятельности.

В соответствии с признанными всем мировым сообществом целями устойчивого развития Россия также приняла курс на обеспечение устойчивого комплексного развития территорий и поселений. Эти цели достигаются градостроительными средствами.

Для разработки государственной градостроительной политики необходимо осуществить доработку и уточнение Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, Градостроительного кадастра.

В рамках Генеральной схемы следует пересмотреть проектную и строительную практику застройки, сложившуюся за последнее десятилетие. В отдельных регионах необходимо рассмотреть вопрос перехода от уплотненного городского строительства в форме кварталов, микрорайонов, жилых районов, застроенных многоэтажными жилыми домами и объектами социального назначения, обслуживаемых единой жилищно-коммунальной инфраструктурой, к новым формам застройки на прилегающих к городам и поселениям землях.

В малых городах и сельской местности основным типом жилища может стать односемейный жилой дом-усадьба на собственном участке земли размером не менее 20 - 40 соток, а в городской застройке - блок-квартирные дома с прилегающими малыми земельными участками. В крупных городах увеличится удельный вес домов повышенной этажности.

Задачи градостроительной политики:

  • полный охват всех регионов обновленными планами территориального развития, совершенствование градостроительного законодательства и развитие на этой основе рынков недвижимости, установление дифференцированной платы за землю с последующим направлением полученных средств на повышение качества городской среды;
  • постоянный пересмотр проектной и градостроительной документации с учетом ужесточения экологических требований к продукции строительства, технологиям, строительным материалам и конструкциям.

Все земли городов и иных поселений должны использоваться в соответствии с их генеральными планами и проектами застройки с учетом определенных градостроительных требований.

При предоставлении земельных участков для целей строительства вне поселений эти требования также должны определяться градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий.

Основным правоустанавливающим документом, удостоверяющим право строить (реконструировать, производить работы по разрытию и др.) является разрешение на строительство. По сути, данный документ гарантирует общественную безопасность будущего объекта. Несмотря на то что необходимость получения такого документа устанавливается целым рядом федеральных законов, применяют его далеко не везде.

Всеми участниками инвестиционно-строительного процесса отмечается сложность процедур предоставления земельных участков для строительства.

Поэтому реформирование разрешительного процесса в строительстве является важнейшей стратегической задачей.

Архитектура России со второй половины 1980-х до начала 2000-х годов претерпела серьезные изменения, касающиеся системы формирования заказа на проектирование, структуры проектных организаций, социальной ориентации, организационно-правовой сущности профессии, эстетической, конструктивной и стилевой характеристик. Изменения обусловлены в первую очередь появлением новых форм собственности, изменением структуры финансирования строительства, появлением нового типа заказчика и новыми условиями работы архитектора.

Подорвана монополия типового проектирования и панельного строительства, возникла огромная дифференциация уровня архитектуры для разных слоев населения. Появилась архитектура для богатых и архитектура для бедных.

Заметно ослабла монополия архитектурных школ Москвы и Петербурга. Возрождаются местные архитектурные школы на Юге, в Нижнем Новгороде, Казани, Вологде и других местах. Появление персональных мастерских возродило творческий потенциал архитекторов. Архитектура стала более разнообразной и персонифицированной. Постепенно исчезает безликость архитектурных решений 1950 - 1970-х годов.

Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию гражданского общества, а также его социальной сферы.

Основные направления развития архитектуры:

  • обогащение и совершенствование архитектуры, создание и развитие регионального своеобразия архитектурно-пространственной среды;
  • перестройка проектного дела с внедрением новых методов графического исполнения и рабочего проектирования в целом, компьютеризация инженерных и экономических расчетов;
  • обновление базы нормативно-технических документов;
  • создание комфортного и дешевого в эксплуатации жилища, учитывая различные слои и группы населения и государственные социальные стандарты;
  • реконструкция сложившейся застройки путем развития типологии жилища в соответствии с потребностями модернизации существующего жилищного фонда в домах первых массовых серий с обеспечением надежного и безопасного проживания населения;
  • разработка и совершенствование архитектурно-строительных систем нового поколения, обеспечивающих возможности организации внутреннего пространства, повышение энергоэффективности, сейсмической безопасности, комфорта и гигиенических качеств, а также использование подземного пространства для устройства различных объектов обслуживания и сооружений;
  • охрана культурного и архитектурно-строительного наследия, реставрация и восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, восстановление исторической части городов;
  • формирование средствами архитектуры и градостроительства доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности;
  • обеспечение реализации федеральных целевых программ и подпрограмм, таких, как "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 гг.)", "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", "Возрождение исторической среды больших и крупных городов (2004 - 2010 гг.)", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий".

Основными факторами, определяющими стратегию на перспективу в инвестиционно-строительной сфере являются: улучшение финансового состояния предприятий; активизация использования кредитных ресурсов в сочетании со снижением стоимости банковских кредитов; расширение системы ипотечного кредитования; увеличение доли бюджетных ресурсов в инвестициях; уменьшение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики; снижение уровня инвестиционных рисков. Разрабатываются механизмы трансформации сбережений населения в инвестиции, реализуются меры по правовой защите инвесторов.

На темпы и масштабы развития строительного комплекса оказывают влияние:

  • объемы инвестиций в основной капитал во всех отраслях и сферах экономики, в том числе объемы инвестиций в жилищное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ЖКХ;
  • уровень развития банковской и кредитной систем, широкое развитие системы ипотечного кредитования;
  • высокая степень износа основных производственных фондов во всех отраслях национальной экономики, в том числе в строительстве и промышленности строительных материалов;
  • расширение емкости внутреннего строительного рынка.

Необходимо сконцентрировать средства, выделяемые на подпрограммы программы "Жилище", на мероприятиях по реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. Общая площадь жилищного фонда - 2,8 млрд. м2. Структура жилищного фонда подразделяется на муниципальный жилищный фонд - 24,1%, государственный - 6,8%, частный - 67,7%, общественный - 0,1% и смешанной формы собственности - 1,3%.

Подробнее остановлюсь на предлагаемых нами направлениях решения жилищной проблемы.

Жилищная проблема имеет важное значение для любого государства, а для России, ввиду малой обеспеченности населения жильем - 19,7 м2 общей площади на человека, исключительное. В развитых странах этот показатель колеблется от 40 до 70 м2.

С одной стороны, обеспеченность и доступность жилья - фактор благосостояния граждан. Но с другой стороны, жилье, будучи объектом недвижимости, в этом своем качестве является способом накопления сбережений гражданами и уникальным обеспечением (в виде ипотеки) инвестиций в реальный сектор экономики.

Главный механизм, который позволит радикально повысить платежеспособный спрос на жилье, - механизм ипотечного жилищного кредитования. Это обусловлено тем, что по своей сути ипотечный кредит является своего рода авансированием будущих доходов граждан.

Благодаря распространению ипотечного кредитования уже в ближайшее время создадутся благоприятные условия для привлечения инвестиций в жилищное строительство. Именно их отсутствие не позволяет существенно увеличить ежегодный объем ввода жилья.

Но если мы не создадим региональную инфраструктуру функционирования системы ипотечного жилищного кредитования, если не обеспечим рост инвестиций в сферу жилищного строительства, в первую очередь за счет банковских кредитов, мы не получим ожидаемого эффекта.

Добиться увеличения объемов жилищного строительства можно только в том случае, если будут решены вопросы, связанные с оформлением землеотводов под застройку на условиях собственности или долгосрочной аренды.

Сдерживающим фактором также является необходимость создания дорогостоящей инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных под застройку.

Кроме финансового, для строительства необходимо и материальное обеспечение, а оно непосредственно связано с производством строительных материалов. Уровень и эффективность строительства также зависят от качества строительных материалов.

Промышленность строительных материалов включает 15 подотраслей (25 видов производств), объединяющих около 9,5 тыс. предприятий общей численностью работающих свыше 680 тыс. человек.

В последнее время ежегодный рост производства основных видов строительных материалов в натуральном выражении составляет от 7 до 30%. Больше стало производиться отечественной продукции, соответствующей современным требованиям.

Объем товарной продукции промышленности строительных материалов в 2003 г. составил около 3 % от общего объема промышленной продукции России. Стоимость ее основных фондов составляет 2,8% стоимости основных производственных фондов страны.

Предпринятые за последние годы меры по переоснащению производственной базы ряда предприятий промышленности строительных материалов привели к тому, что потенциал отрасли по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции возрос, что способствует стабилизации работы предприятий и росту объемов промышленной продукции.

Объем экспорта отечественных материалов составляет всего 4 - 6% от общего объема отечественного производства.

Следует признать, что значительная часть отечественных строительных материалов уступает по качеству лучшим зарубежным образцам.

Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, а технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований. Это вызвано недостатком собственных средств у предприятий отрасли, высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью производства.

Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь в естественных монополиях, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных материалов.

Перед отраслью стоят серьезные задачи по укреплению своих позиций на отечественном рынке и выходу на внешние рынки. Особую остроту они приобретают в свете предстоящего вступления России в ВТО.

В этой связи в сфере производства строительных материалов, конструкций и изделий стоит также задача обеспечения отечественного строительного рынка в требуемых объемах высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.

Эта задача базируется на требованиях строительного комплекса к промышленности строительных материалов, основанных на необходимости:

  • увеличения объемов жилищного строительства и изменения его структуры с переходом на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;
  • снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращения продолжительности инвестиционного цикла;
  • обеспечения потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.

Для достижения указанных целей в сфере промышленности строительных материалов до 2010 г. необходимо:

  • провести обновление не менее 15% основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
  • привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
  • обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
  • добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;
  • повысить производительность труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
  • обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
  • организовать подготовку отраслевых специалистов всех уровней.

При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка.

В субъектах РФ развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности.

Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.

Проведение структурного государственного регулирования и модернизации строительной отрасли в условиях рыночной экономики должно опираться на механизм и систему регуляторов и инструментов, в том числе инвестиционных, финансово-ценовых, нормативно-правовых и др.

К инструментам инвестиционного регулирования относятся: стимулирование спроса на инвестиции, разработка направлений льготного кредитования и налогообложения, а также применение процедуры ускоренной амортизации, в том числе в отраслях строительно-промышленного бизнеса. К этому спектру инструментов относятся также защита на государственном уровне прав и интересов кредиторов и инвесторов, усиление контроля акционеров за деятельностью субъектов строительно-промышленного бизнеса.

Финансово-ценовые регуляторы включают: ценовой контроль государства, индексацию цен, формирование индексов-дефляторов на строительно-монтажные работы, строительные материалы и строительную технику, финансовые субсидии.

Новой системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях. Разработка этих нормативов осуществляется межведомственными комиссиями, в основном силами региональных центров по ценообразованию в строительстве, находящимися в ведении администраций субъектов РФ.

Нормативно-правовые регуляторы обеспечивают государственный контроль посредством системы технического регулирования процессов производства продукции, работ и услуг, включая стандартизацию и сертификацию, а также экспертизы проектной документации, лицензирования и государственного надзора на всех этапах строительства.

Задачей технического регулирования в строительстве является реализация требований вступившего в силу с 1 июля 2003 г. федерального закона "О техническом регулировании" в части проведения коренной реформы системы технического нормирования и стандартизации в стране, а следовательно и в строительной отрасли.

Немаловажное значение будет иметь также повышение эффективности таких форм государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности, как государственная экспертиза, лицензирование, государственный надзор.

Основной проблемой, которая существует в этой части в сфере строительства, является отсутствие целостной системы государственного контроля и надзора в процессах проектирования, строительства и последующей эксплуатации конкретного здания, сооружения, что приводит к дублированию контрольно-надзорных функций и полномочий (в первую очередь на объектах, имеющих специальные экологические, пожарные и др. требования), отсутствию скоординированных действий надзорных и контрольных органов в ходе организации и проведения мероприятий по надзору, чрезмерным ограничениям предпринимательской деятельности. Объем реализуемых надзорным органом функций зачастую несоразмерен объекту контроля, не дифференцирован в зависимости от вида, назначения, технической сложности здания, стадии строительства.

Главной задачей в сфере государственной экспертизы и надзора за безопасностью строительства и эксплуатации зданий и сооружений является создание законодательной основы для оптимизации и упорядочения контрольно-надзорной деятельности в процессе строительства и последующей эксплуатации конкретных зданий и сооружений с учетом специфических особенностей создания и эксплуатации строительной продукции, а также устранение в этой части правовых пробелов в действующем законодательстве.

Данную задачу предполагается решить прежде всего путем разработки федерального закона "О государственном надзоре за безопасностью строительства и эксплуатации зданий и сооружений", концепция которого в настоящее время утверждена.

Система страхования является одним из механизмов государственного регулирования на этапах проектирования, строительства, эксплуатации всех видов недвижимости. Системой страхования должно быть охвачено имущество всех хозяйствующих субъектов строительного комплекса: проектно-изыскательских, строительно-монтажных, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций и др. Одним из источников возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду, должно стать введение института обязательного страхования жилых помещений.

Комплексную систему защиты интересов граждан следует рассматривать как непременное условие последовательной реализации государственной политики в области страхования. Такая система должна включать:

  • страхование рисков всех участников жилищного строительства (проектировщиков, геодезистов, архитекторов, строителей и др.) за последствия возможных ошибок от начала работ до возведения жилых домов;
  • страхование рисков организации ЖКХ, принявшей жилье в эксплуатацию, за возможные нарушения в обеспечении жильцов водой, электроэнергией, теплом, газом и др. услугами;
  • страхование жилищного фонда, т.е. всех частных домов, квартир в муниципальных и государственных домах, жилищного фонда предприятий, учреждений и организаций, на случай уничтожения или повреждения соответствующих объектов вследствие стихийных бедствий, аварий техногенного характера и других событий.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что при условии решения задач, направленных на преобразование строительного комплекса страны и развитие промышленности строительных материалов, на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, саморегулируемых организаций и других участников общественных отношений потенциал строительной отрасли будет возрастать.


 
www.fele.ru Сделано в студии
web-дизайна "fele"
http://www.minstroyrf.ru/
http://vak.ed.gov.ru/87
Российский союз строителей Российский союз строителей
www.omorrss.ru
БСТ © Издательство "БСТ"
e-mail: bstmag@co.ru